В прошлом веке приводилось мне работать контрактором
в библиотеке спутниковых снимков Земли в НАСА. Кроме каталогизации, о которой я
рассказывал, в библиотечном деле важен абонемент: обслуживание читателей. У нас
это обстояло так.
Любой человек мог зарегистрироваться на нашем сайте. Обслуживали мы
бесплатно - точнее, на деньги налогоплательщиков США. Клиент указывал координаты
и время: например, между 32°46' и 32°47' северной широты, между 96°47' и 96°48'
западной долготы, с 21 по 23 ноября 1963 года. После этого компьютер вычислял,
кто именно в указанный период летал над данным районом, и где хранятся
фотографии. Многие снимки в те времена были на магнитных лентах. В этом случае
робот находил нужную кассету и вставлял в лентопротяжку. Файлы копировались в
специально созданную временную директорию на диске. Если размер был невелик, а
клиент указывал, что у него хороший канал в Интернет, то клиенту по электронной
почте посылали адрес, с которого можно было скачать файлы. Но в те времена такой
канал был не у всех - а многие платили за объем трафика. Поэтому клиент мог
заказать файлы по почте - не электронной, а самой обычной. В этом случае другой
робот прожигал DVD, клал его в красивую коробочку, затем в конверт с
напечатанным адресом, который и посылался клиенту.
Вот удивительно: это было совсем недавно, но некоторые читатели
помоложе могут воспринять описание как стимпанк.
Ну-с, система рассылки DVD оказалась под угрозой. На нас посыпались
заказы из России. В какой-то момент их было почти столько же, сколько заказов со
всего остального мира, вместе взятых, и количество продолжало расти. Непонятно
было, что делать. Руководству очень не хотелось отключать Россию, но с другой
стороны, мощностей на обслуживание просто не хватало. Решено было подойти к
проблеме методически, и для начала выяснить, а зачем россиянам все эти диски.
Как и в любом околонаучном учреждении США, в нашем отделе было
несколько русскоязычных сотрудников (как, впрочем, и китайцев, и индусов). Нам и
поручили разобраться. Мы списались с клиентами. Многие на наши письма не
ответили - но из рассказов тех, кто все-таки написал, сложилась такая картина.
В российском интернете и фидо был ряд форумов для "халявщиков". Там
публиковались списки мест, откуда можно было получить бесплатно разные фенечки:
ну там пробники от парфюмерных фирм, рекламные сумочки и так далее. В какой-то
момент в список попал и наш сайт. Нет, подавляющему большинству клиентов снимки
из космоса были не нужны - а DVD были одноразовые. Но дело в том, что они были
упакованы в красивые пластмассовые коробочки. В них было удобно класть
собственные самопальные диски - выкинув предварительно NASA вскую фигню. Я,
кстати, так и не узнал, использовались ли эти коробочки только частным образом,
или кто-то наладил мелкий бизнес, продавая свои диски в нашей упаковке. Но так
или иначе, халявщики почти поставили на колени дядю Сэма.
Надо сказать, что халявщики оказались вполне милыми и адекватными
людьми. В ответ на письма по-русски из NASA о том, что наши ресурсы, к
сожалению, небеспредельны, и отключение России от системы ударит по российским
научным работникам, они сокрушались и обещали наш сайт из списков убрать.
Впрочем, мы не стали полагаться на добрую волю халявщиков, а предложили простое
решение: диски, и не только в Россию, стали высылаться не в щегольских
коробочках, а в грубых картонных конвертах с намертво приклеенным адресом
клиента. Оно и дешевле. То ли по этой причине, то ли потому, что халявщики
действительно раскаялись, но река заказов из России существенно обмелела.
Тут можно долго рассуждать, вспоминая "Злоумышленника" Чехова,
"Немножко Финляндии" Куприна или нашумевшую историю о российских дипломатах,
обманным путем получавших вспомоществование для нищих. Я, пожалуй, ничего этого
делать не буду. Замечу только одно.
Да, конечно, Россия в конце прошлого века была бедна. Так что
стремление к ярким побрякушкам можно понять. Однако ведь были и есть страны
победнее. Но только в России додумались использовать тяжелую махину NASA для
получения на халяву грошовых коробочек, попутно чуть не дав под дых собственной
науке.
Ссылка на оригинал: http://scholar-vit.livejournal.com/393669.html
Комментариев нет :
Отправить комментарий